Вместе к будущему: как родители могут помочь ребенку в выборе профессии

18.10.2024

Формирование профессиональных интересов у детей – это важный процесс, который начинается с раннего возраста. Родители играют ключевую роль в этом процессе, и их поддержка может значительно повлиять на выбор карьерного пути ребенка.

В этой статье мы рассмотрим рекомендации для родителей, которые помогут способствовать развитию профессиональных интересов своих детей.

Поддерживайте открытое общение

Создание доверительной атмосферы в семье – это первый шаг к формированию профессиональных интересов. Родители должны быть готовы обсуждать различные темы, связанные с карьерой, и поощрять детей делиться своими мыслями и желаниями. Важно, чтобы ребенок чувствовал, что его мнение ценится, и он может свободно выражать свои идеи.

Наблюдайте за увлечениями ребенка и поддерживайте их

Помогите детям выявить их интересы и увлечения, наблюдая за тем, чем они занимаются в свободное время. Поддержка и поощрение этих увлечений помогут детям понять, что их интересы могут стать основой для будущей профессии. Например, если ребенок увлекается рисованием, рассмотрите возможность записи его в художественную школу.

Поощряйте обучение и развитие навыков

Образование играет важную роль в формировании профессиональных интересов. Родители могут поддерживать детей в получении знаний и навыков, необходимых для их будущей карьеры. Это может включать дополнительные занятия, кружки, мастер-классы или онлайн-курсы. Чем больше ребенок будет развивать свои навыки, тем более уверенно он будет чувствовать себя в выборе профессии.

Активно участвуйте в профориентационных проектах

В школе детей также знакомят с разнообразием профессий и карьерных путей. В нашей стране существует профориентационный проект «Билет в будущее». «Билет в будущее» – проект, который объединяет школьников, педагогов и родителей, в уникальном сотрудничестве, направленном на поддержку интересов, способностей и целей каждого участника. К проекту также привлекаются психологи и эксперты, которые готовы помочь каждому выбрать свою специальность.

В рамках проекта проводятся профориентационные уроки, психологическая диагностика, экскурсии, мастер-классы, профпробы, фестивали профессий и мультимедийные выставки-практикумы.

Для всех обучающихся 6-11 классов существует курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты». Он также нацелен на формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению, ознакомление их с миром профессий и федеральным и региональным рынками труда.

Поощряйте самостоятельность

Важно давать детям возможность принимать собственные решения и не бояться ошибаться. Это поможет развить уверенность в своих силах и научит ответственности за свой выбор. Обсуждайте с детьми последствия различных решений, но не навязывайте свои предпочтения. Самостоятельность в выборе профессии способствует формированию осознанного подхода к карьере.

Будьте рядом в трудные моменты

Формирование профессиональных интересов может быть стрессовым процессом для детей. Родители должны быть рядом, чтобы поддержать их в трудные моменты, помогая справляться с неуверенностью и сомнениями. Эмоциональная поддержка и понимание помогут детям преодолеть трудности и двигаться вперед.

Следуя этим рекомендациям, родители смогут создать поддерживающую и вдохновляющую атмосферу, способствующую осознанному выбору будущей профессии. Поддержка, понимание и открытость со стороны родителей помогут детям уверенно двигаться к своей цели и строить успешную карьеру.

Также своими советами о том, как приблизиться к выбору идеальной работы поделился психолог Залим Шибзухов из Кабардино-Балкарской Республики:

– Страшно совершить ошибку и выбрать не ту профессию? Ошибок здесь быть не может, если это осознанный выбор.

Как психолог, я хочу подчеркнуть, что выбор профессии – это важный этап в жизни каждого ребенка, и родители могут сыграть в этом процессе решающую роль.

В современном мире, где финансовая стабильность часто становится приоритетом, выбор профессии может оказаться сложной задачей. Многие сталкиваются с давлением общества, родителей или собственных страхов, которые подталкивают к выбору «практичной» профессии. Однако важно помнить, что работа – это не только способ зарабатывать деньги, но и возможность реализовать свои мечты и таланты.

Важно, чтобы каждый школьник ответил себе на вопросы: «Какие у меня ценности? Какие цели я хочу достигнуть?». В профессиональных предпочтениях однозначно помогут сориентироваться профориентационные тесты и практика.

Помните, что работа – это не только источник дохода, но и важная часть вашей жизни. Выбирайте то, что действительно любите, и успех не заставит себя ждать!

 

Что на самом деле думают школьники и учителя о профориентации в школе?

Курс «Россия – мои горизонты» запустило Минпросвещения России в сентябре 2023 года во всех школах страны.

7 сентября 2023 года для всех учеников 6-11 классов было проведено первое занятие из курса «Россия – мои горизонты». И вот уже второй год курс реализуется по всей стране, поэтому самое время подвести промежуточные итоги. В этом тексте мы собрали разные мнения учителей и школьников о курсе. Обсудили, в чем же его польза на самом деле, насколько быстро такие занятия «прижились» в школах, что, в общем, о нем думают учителя и подростки.

Напомним, что занятия проходят еженедельно (каждый четверг) и направлены на ознакомление школьников с разнообразными профессиональными направлениями и возможностями на рынке труда. Авторы программы курса – опытные специалисты по профориентации подростков, в том числе кандидаты педагогических наук, эксперты от различных отраслей экономики, психологи, методисты. Объединив свой многолетний опыт работы, они разработали методические материалы для проведения занятий, адаптировав их под психологию и интересы разных возрастных групп. 

Мария Соломатина, учитель русского языка и литературы, классный руководитель, МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовского муниципального округа Тамбовской области:

– Курс «Россия – мои горизонты»» – важный и нужный проект, который помогает строить будущее нынешним школьникам, выбирать важные знания и кратчайший путь к своей профессии, дает уверенность в своём выборе и собственных силах.

Классный руководитель 8 класса Фëдоровской школы Юрьев-Польского района Владимирской области Людмила Графова   выделила несколько положительных моментов внедрения курса:

– Занятия по профориентации помогают нашим школьникам раскрыть свои таланты и задуматься о выборе будущей профессии. Я считаю, что введение занятий по профориентации – мера своевременная и правильная. Важно помочь учащимся лучше понять, какие навыки, интересы и качества требуются для каждой профессии, и как они могут применить свои собственные таланты и способности. А вторым положительным моментом введения этого профориентационного курса является наличие готовых методических материалов на платформе «Билет в будущее».

Кроме этого, многие учителя обращаю особое внимание на методические материалы курса. Саая Сливана Шораановна, учитель Усть-Элегестинской школы Республики Тыва:

– Мне как учителю очень нравится, как выстроена работа по курсу. Есть четкое содержания курса. Есть календарно-тематическое планирование, где на весь учебный год расписаны темы и мероприятия. На сайте «Билет в будущее» есть «Конструктор будущего» – цифровой инструмент по формированию профориентационных мероприятий в классе. Он содержит в себе готовые материалы курса «Россия – мои горизонты». Хочется выразить большую благодарность разработчикам за построение интересных уроков и разнообразную подачу информации. Такие уроки не проходят скучно и однотипно. Дети на уроке заинтересованы в материале, что не может не радовать и меня, как педагога.

Владимир Кардаш, учитель школы № 31 посёлка Родники Белореченского района Краснодарского края:

– С 1 сентября 2023 года я провожу курс внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты». Убедительные видеоролики о России, отраслях российской экономики в цифрах и фактах дали возможность ребятам увидеть масштабно возможности для самореализации в нашей стране. Занимательные интерактивные игры «Инженеры в разных отраслях», «Реальность и будущее» позволяют понять учащимся важность и значимость данных профессий. Курс профориентационной направленности «Россия – мои горизонты» – содержателен и познавателен своими материалами.

Классный руководитель 6 класса Фëдоровской школы Юрьев-Польского района Татьяна Длюгова поделилась своими наблюдениями и отметила, что курс оказался эффективен не только для школьников: 

– С профессиональной точки зрения курс внеурочных занятий «Россия – мои горизонты» оказался очень полезным. Для меня тоже было очень интересно вместе с детьми знакомиться с необычными профессиями будущего. Хочется отметить замечательный инструмент – «Конструктор будущего». С его помощью не только легко, но и интересно строить уроки.

​​Ольга Черноусова, педагог-навигатор МКОУ ООШ №2, г. Козельск Калужской области отметила преимуществом курса знакомство с разными профессиональными сферами:

– Ни для кого не секрет, что дети малых городов и деревень не имеют таких возможностей, как дети областных центров и крупных мегаполисов. В малых городах не так развито производство, недостаточно образовательных организаций СПО, а в некоторых их нет вообще, не говоря уже об организациях высшего образования. Я, как классный руководитель 8 класса, мама девятиклассницы, с уверенностью могу сказать, что курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» открывает для наших детей возможности расширить свои знания о профориентационных сферах, о структуре образования, позволяет выявить свои предпочтения при выборе профессии.

Марина Мосичкина, замдиректора по воспитательной работе МКОУ «Хвастовичская средняя общеобразовательная школа» (Калужская обл, с. Хвастовичи), рассуждает на тему нужности таких занятий:

– Курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» – мера, наверное, все же правильная. Да, это добавился еще один урок. Да, дети уходят из школы позже. Но если спросить старшеклассника, куда он хочет поступать, то слышу ответ: не знаю еще. Дети мало что знают о той или иной профессии. Дети не знают, что для них более подходящее. А потому и видим результат: ребенок пошел учиться в одном направлении, а потом работает совсем в другом. Необходимо помочь детям лучше понять, какие навыки, интересы и качества требуются для каждой профессии и как они могут применить свои собственные таланты и способности. Уверена, что эти уроки будут способствовать принятию учащимися правильного решения и возможности построения успешной карьеры в будущем.

Резюмируя, почти все учителя дали положительную оценку курсу и отметили, что он действительно оказался продуктивным и интересным для обеих сторон. Но будут ли с этим выводом согласны сами школьники? Когда мы предложили ученикам оценить занятия курса «Россия – мои горизонты», в первую очередь были отмечены его преимущества. Вот что они говорят:

Екатерина Пчелинцева, 8 класс, МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовского муниципального округа Тамбовской области:

– На курсе «Россия – мои горизонты» мы знакомимся со многими востребованными в наше время профессиями. Свой окончательный выбор я ещё не сделала. Узнавая о новых профессиях, в чём их суть и ценность для общества, я пытаюсь для себя понять, какой род деятельности мне ближе и чем бы я хотела заниматься в будущем. Я считаю, что этот курс очень полезен для школьников, так как он знакомит с новыми интересными профессиями.

Азим Орзамиев, ученик 7 «В» класса Президентского лицея города Грозного:

– Участвую в занятиях курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» уже несколько месяцев и могу сказать, что они действительно полезные. Мы изучаем профессии, узнаем о требованиях и навыках, необходимых для успешной работы. Мне нравится, что уроки включают много практических заданий, то есть можно применить наши знания на практике и улучшить свои навыки. Учителя очень отзывчивые и помогают нам разобраться с любыми вопросами. Я с нетерпением жду каждого урока и уверен, что эти занятия помогут мне в будущей карьере.

Артем Горбунов, ученик 9 «В» класса школы № 8 г. Старая Русса:

– В этом проекте я познакомился с профессиями IT-разработчика. На профессиональных пробах мы написали код для калькулятора, медбрата и фельдшера, где нам показали оказание первой помощи, работу скорой и даже правильное мытье рук в 6 действий! На уроках мы пробовали себя в роли учителя, металлурга и других специальностях всем классом (интерактивные игры, рассказывающие об этих профессиях). Также у нас была экскурсия по нашему Старорусскому приборостроительному заводу. Там нам показали выплавку деталей, их обработку. Рассказали о истории завода, его продукции. И о профессиях, которые нужны заводу. Было очень интересно! Сами занятия показали, в чем заключается смысл этих специальностей. Проекту я желаю продолжать развиваться и дальше помогать ученикам в выборе профессий.

Залесская Мария, ученица 8 «А» школы № 67 г. Брянска:

– Я окончила 8 класс и осознаю, что уже через год меня ждет важнейший выбор будущей профессии. Лучше понять мои интересы и способности, а также изучить широкий спектр профессиональных сфер помогает курс уроков «Россия – мои горизонты». Например, на одном из занятий мы говорили о том, как устроена система образования в нашей стране, какой уровень образования нужен для разных видов профессий. Также ранее мы проходили диагностику, которая помогает глубже понять наши профессиональные интересы. Я с уверенностью могу сказать, что данные уроки помогают мне расширить кругозор, чувствовать уверенность в себе и в своём будущем выборе.

Боярчук Никита, студент регионального железнодорожного техникума г. Брянска:

– «Россия – мои горизонты» – очень интересный проект. Подача материала увлекательная и насыщенная. На занятиях я постоянно узнавал что-то новое и необычное. Я уже определился с выбором профессии, но все равно с интересом изучал различные направления профессиональной деятельности. Я считаю, что проект достоин самой высокой оценки и очень важен для всех обучающихся.

Можно ли выбрать призвание один раз и навсегда?

 

Призвание – это понятие, которое волнует многих людей на протяжении всей жизни. Часто мы задаемся вопросами: Как понять, что это именно твоё? Можно ли выбрать призвание один раз и навсегда? Или же в процессе жизни оно будет меняться? Давайте рассмотрим эти вопросы более подробно.

Призвание можно назвать внутренним обаянием к определенной деятельности, часто приносящей радость и удовлетворение. Это не просто работа или профессия, это то, чем человек хочет заниматься, что вдохновляет и мотивирует его каждый день. Призвание может проявляться в различных формах: от художественного творчества до научной деятельности и социальной работы.

Люди динамичны по своей натуре, их интересы, способности и жизненные обстоятельства могут меняться с течением времени. Например, молодой студент, выбравший карьеру в области экономики, может в какой-то момент прийти к выводу, что его на самом деле тянет в искусство или социальные науки. Порой, даже встречи с вдохновляющими людьми или события могут перевернуть понимание своего призвания. Здесь хочется отметить, что Всероссийский проект «Билет в будущее» помогает подрастающему поколению выбрать свое призвание в раннем возрасте. В рамках проекта школьники знакомятся с разными профессиями, у них еще есть время понять именно чему они хотели бы посвятить свою жизнь. Ведь не зря древний мыслитель и философ Китая – Конфуций говорил: «Выбери себе профессию по душе, и тебе не придется работать ни дня в своей жизни».

Примером того, что можно выбрать свое призвание на всю жизнь является учитель начальных классов гимназии №5 города Урус-Мартан Чеченской Республики Табарак Абдулкеримовна Хамзатова, у которой в сентябре начался 47-й рабочий год.

«Педагогическая философия учителя состоит в том, чтобы отдавать и энергию, и душу детям. Учитель должен видеть в каждом ребенке личность, нераскрывшийся талант, вселить уверенность в свои силы. Ежедневно общаясь с детьми, находить в этом радость и удовлетворение, думать о них, сопереживать их успехам и неудачам и гордиться тем, что тебе доверили самое дорогое – главную ценность общества», – так говорит о своей профессии Табарак Хамзатова.

Эти человеческие качества, видимо, были заложены в Табарак еще с малых лет ее семьей, родителями, которые учили своих детей быть честными и справедливыми, делать добро и относиться к людям уважительно, ценить и беречь все, что создано руками человека. Родилась Табарак в Казахстане. После возвращения семьи на Кавказ, в село Урус-Мартан (ныне город Урус-Мартан), она окончила 8 классов и в 1974 году поступила учиться в Грозненское педагогическое училище – в то время одно из престижных учебных заведений республики, где профессионально велась подготовка будущих учителей начальных классов. На выбор Табарак своей будущей профессии, наверное, как рассказывает она, главную роль сыграл ее отец Абдулкерим. Он работал учителем, а вернувшись на родину, продолжил учить сельских детей такому сложному, но очень интересному предмету, как физика. Отец считал, что учитель – это самая благородная и почетная профессия.

«Урок – это самый важный момент во всем деле обучения и воспитания. Это сложное произведение и в нем важен каждый момент. Подготовка к нему и проведение требуют больших духовных и нравственных сил. И чем больше учитель тратит времени на его подготовку, тем легче проводить урок и результативнее бывает конец. С первого дня своей педагогической деятельности стараюсь придерживаться этих правил», – отмечает Табарак Хамзатова.

Осознавая, что учитель – это олицетворение всего передового и прогрессивного, она на протяжении всей трудовой деятельности ответственно относится к однажды выбранной профессии. Табарак Абдулкеримовна – не только учитель, закладывающий в сознание ребенка, что «ученье – свет», а наставник, помогающий ребенку овладеть навыками письма, чтения, педагог с отличной фундаментальной подготовкой, прекрасно владеющий общей педагогической и психологической культурой, обладающий способностью выходить за рамки традиционных методов ведения урока и воспитательного мероприятия. Вся ее работа подчинена поиску и решению педагогических задач в инновационном режиме. Она умеет побуждать детей к самостоятельному поиску знаний, развивая при этом мышление и творческую активность. Сама, являясь носительницей истинных духовно-нравственных ценностей, Табарак Абдулкеримовна внушает и своим учащимся, что хорошо и можно, а что не принято и запрещается, осуждается в обществе. К вопросам воспитания детей она привлекает и родителей учащихся, проводит с ними беседы, советует, как правильно вкладывать в ребенка нравственные начала, как вырабатывать дисциплину, чувство ответственности за свои поступки.

Рассказывая о своей профессии, Табарак Абдулкеримовна подчеркнула, что учитель играет очень важную роль в жизни каждого человека, все люди проходят через учительские руки.

«С чем можно сравнить ту радость, когда несмелый ребенок-первоклассник, с трудом складывая буквы в слоги, читает самостоятельно первую фразу, или считает до десяти, ста?! А какая радость охватывает и ребенка, и учителя, когда получается у него первая задача или рассказанное стихотворение! Я вместе с детьми радуюсь их хорошим оценкам и огорчаюсь плохим отметкам», – говорит она.

За прошедшие годы много учеников научила Табарак Абдулкеримовна читать и писать. У нее было 14 выпусков. Если посчитать детей, которым она указала правильный жизненный путь, их будет огромное количество! Их много, которые стали достойными людьми, трудятся в различных отраслях и учреждениях района, республики и за ее пределами.

Уроки Табарак Абдулкеримовна планирует четко, ведет очень интересно, ярко и разнообразно. Наглядный материал, широкая индивидуальная работа всегда соединяются ею с творческим трудом учащихся. Удивительное педагогическое чутье, внимание и чуткость в сочетании с необходимой требовательностью помогают учителю планировать свою педагогическую деятельность. Доброжелательный тон, сдержанный такт, разрешение проблемных вопросов с помощью учащихся, использование игровых моментов в процессе обучения – все это способствует тому, что учитель добивается высокого уровня знаний и воспитанности учащихся. Обязательным моментом на уроке являются занимательные игры, что дает также свои результаты. Постепенно дети усваивают, что учение – это серьезный и необходимый, но увлекательный труд, который дается только трудолюбивому и дисциплинированному. А его результат обязательно поощряется, ставится в пример другим. При таком отношении учителя к своим воспитанникам, из них через определенные годы вырастают серьезные ученики старших классов. И, как правило, такие ученики поступают учиться в высшие учебные заведения, и из них получаются хорошие специалисты.

Педагогический труд Т.А. Хамзатовой множество раз был отмечен грамотами и дипломами, среди которых Почетная грамота «За заслуги в сфере образования и добросовестный труд» за подписью бывшего министра просвещения РФ О.Ю. Васильевой, благодарность «За добросовестный труд» Министерства просвещения РФ, грамота «За профессионализм, многолетний добросовестный труд в обучении и воспитании школьников» за подписью мэра города Урус-Мартан А.А. Заурбекова, а также грамоты за подписями начальника управления образования С.А. Сатуева, мэра города Урус-Мартан Р.С. Вагапова, председателя Совета депутатов Урус-Мартановского района С.А. Асуева. В числе наград – дипломы Лауреата республиканского смотра-конкурса педагогических коллективов учреждений образований ЧР (2011 и 2012 гг.) и другие.

Представить только – 46 лет изо дня в день стояла она перед учащимися у классной доски, передавая свои знания подрастающему поколению, обучая детей постигать азы науки! Это ли не подвиг?!

«Учитель – это человек, который ведет ребенка сквозь годы детства, отрочества. Совершает каждодневный незаметный подвиг, отдает детям свои знания, вкладывает в них частичку своего сердца. Без любви к своему делу, без любви к детям невозможно быть хорошим учителем», – говорит Табарак Абдулкеримовна.

В этой школе прошла молодость Табарак, здесь она повзрослела, у нее выросли пятеро детей, подрастают внуки и правнуки. Она сумела и своим детям помочь приобрести профессии по призванию. Анжела окончила педагогический институт, преподает английский язык, Фатима – учитель начальных классов, Анзор – окончил спортивное отделение педучилища, Асламбек – Военно-космическую академию имени А.Ф. Можайского, Анвар – Грозненский нефтяной институт.

Можно ли выбрать призвание один раз и навсегда? Ответ не однозначен: для одних людей это оказывается возможным, для других – нет. Главное – быть открытым к изменениям, исследовать себя и позволить себе развиваться. Познание себя и своих интересов – это постоянный процесс, и это ли не самое большое приключение в жизни? В конечном итоге, призвание – это не просто выбор, это путь к самореализации и счастью. А проект «Билет в будущее» поможет школьникам выбрать свое призвание на всю жизнь!